Когда личные интересы превыше интересов государства
Что показала проверка областного управления архитектуры и градостроительства? Б. Абыкеев
№ 9 (11504), 4 Марта 2016 года.
Борьба с коррупцией на данном этапе является одной из основных задач нашего государства, о чем свидетельствует принятие новых нормативных правовых актов, направленных на искоренение коррупционных явлений во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, таких как Закон Кыргызской Республики «О противодействии коррупции», Указы Президента Кыргызской Республики «О государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции» от 2 февраля 2012 года №26, «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года №215, План мероприятий по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики на 2012-2014 годы и 2015-2017 годы, утвержденные постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 августа 2012 года за №596 и постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 2015 года за №170.
Кроме того, внесены соответствующие изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты в целях совершенствования законодательства в сфере борьбы с коррупцией.
Прокуратурой города Каракол проведены проверки по исполнению территориальными органами государственной власти и органами местного самоуправления требований антикоррупционного законодательства. Так, прокуратурой города Каракол по данной линии в январе 2016 года проведена проверка в Каракольском городском управлении градостроительства и архитектуры (далее – горархитектура). Проверкой установлено, что должностными лицами горархитектуры незаконно увеличен на 3 единицы штат сотрудников и на основании срочных трудовых договоров приняты на должность архитектора отдела М.Б., Ш.Б., А.Б.
В результате за 10 месяцев 2015 года на содержание вышеуказанных сотрудников незаконно израсходовано 72,1 тысячи сомов. В ходе проведенной проверки также установлено, что вышеуказанные сотрудники горархитектуры одновременно осуществляют трудовую деятельность в частных фирмах по проектированию. Так, М.Б. является учредителем ОсОО «АС» (50% доли в обществе), будучи директором указанной коммерческой организации, он принял на работу вышеуказанных сотрудников.
Вместе с тем, М.Б. одновременно является руководителем ОсОО «ИА», учредителем и владельцем 100% доли в обществе является К.Б. В свою очередь, К.Б. является должностным лицом представительства Департамента госэкспертизы Госстроя по Иссык-Кульской области.
Так в ОсОО «ИА» осуществляют трудовую деятельность на платной основе сотрудники горархитектуры и госэкспертизы.
Кроме того, от ОсОО «АС» за подписью директора в Госстрой было подано заявление о выдаче лицензии на выполнение градостроительных, проектно-изыскательных работ, строительно-монтажных и ремонтных работ с приложением соответствующих справок, а также квалификационного состава руководителей и специалистов, в том числе имеющих квалификационные сертификаты, по утвержденной форме №4. В данном списке числятся вышеуказанные сотрудники горархитектуры и госэкспертизы в качестве архитекторов и конструкторов. Кроме того, в приложенных документах имеется копия государственного квалификационного сертификата серии, выданного должностному лицу горархитектуры на осуществление профессиональной деятельности в качестве архитектора по гражданскому и промышленному строительству.
Таким образом, вышеуказанное лицо, являясь сотрудником горархитектуры, предоставил копию своего сертификата представителям ОсОО «АС» для последующего получения данной организацией лицензии на выполнение градостроительных, проектно-изыскательных работ, строительно-монтажных и ремонтных работ, в чем он был заинтересован.
Согласно ст.9 Закона Кыргызской Республики «О государственной службе», при наличии конфликта интересов государственный служащий обязан незамедлительно сообщить об этом непосредственному руководителю, который обязан принять меры по предотвращению негативных последствий конфликта интересов.
Согласно п.7 Временного положения по разрешению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 13 февраля 2014 года № 90, государственными органами и органами местного самоуправления должна быть обеспечена возможность выявления ситуаций, связанных с конфликтом интересов посредством возложения обязанности на подразделение по работе с персоналом.
Согласно п.8 этого же Временного положения, служащие государственных органов и органов местного самоуправления обязаны раскрыть частные (личные) интересы, которые потенциально способны вступить в противоречие с их должностными обязанностями, путем декларирования ситуаций, связанных с конфликтом интересов.
Однако должностными лицами горархитектуры и госэкспертизы не были предприняты меры по устранению очевидного конфликта интересов.
Так, по результатам проведенной проверки было установлено, что А.Э., являясь руководителем государственного учреждения, вступил в преступный сговор с М.Б., Ш.Б., А.Б. и Ч.Э., которые осуществляют трудовую деятельность в частных фирмах, незаконно увеличив утвержденную штатную численность управления, принял их на работу в горархитектуру, тем самым, незаконно предоставив им преимущества и благоприятные условия для осуществления коммерческой деятельности, а также войдя в сговор с должностными лицами госэкспертизы и сотрудницей этого же учреждения Д.С., установив прочную преступную связь, совместно организовали коррупционную схему в целях незаконного обогащения, следуя которой, вышеуказанные лица, злоупотребляя своим служебным положением, используя материально-технические и информационные ресурсы государственных учреждений, незаконно занимались предпринимательской деятельностью через частные фирмы, удовлетворяя личные интересы вопреки интересам службы, тем самым причиняя ущерб охраняемым законом интересам государства.
На основании чего 17 февраля 2016 года прокуратурой г.Каракол возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст.ст.303 ч.1, 166 ч.4 п.3 УК Кыргызской Республики.
Прокуратурой города Каракол продолжается работа в данном направлении.
Болот АБЫКЕЕВ,
прокурор города Каракол
Жаны комментарийлер